Советы врача-педиатра

вкл. .

Основы рационального питания младших школьников

Думаю, большинство согласится, первостепенное значение для детей, посещающих учебные заведения, имеет сбалансированный рацион с высоким содержанием витаминов и микроэлементов. От него во многом зависит, как они себя чувствуют и учатся. Здоровый образ жизни и рациональное питание прививают детям в раннем детстве.

Должен ли режим питания младших школьников состоять из здоровой полезной пищи?

С точки зрения воспитания, дальнейшего питания, пристрастий ребенка в еде в подростковом возрасте, организация здорового питания младших школьников играет немаловажную роль. Ребенку средних и старших классов нет смысла говорить о вреде чипсов, жирной еды, недостаточного питания, употребления газировки, если в младшем возрасте эти продукты разрешались. Задача родителей на данном жизненном этапе ребенка - привить культуру правильного питания. Дети должны понимать, почему важно ежедневно есть одни продукты и воздержаться от употребления других, что дают организму фрукты и овощи, а какие негативные последствия от чипсов, сухариков и конфет в большом количестве. Правильный рацион в детстве влияет на образ жизни в подростковом возрасте и дальнейшей осознанной самостоятельной жизни. Дети, которым родители в детстве привили культуру правильного питания, активны, бодры, здоровы в процессе роста и развития, и во взрослой жизни.

Здоровый рацион приносит огромную пользу для младших школьников. В начальной школе ребенок адаптируется к новым условиям, новым друзьям. В это время дети начинают активно учиться, перенимать знания учителей. В этот период необходимо снабжать организм важными питательными веществами. Без них мозг ребенка просто не может работать на полную мощность, и успеваемость ребенка будет заметно ниже, чем могла бы быть. У детей, особенно кто занимается в первую смену, происходит адаптация и к новому режиму питания. Примерно 8% школьников не завтракают дома перед занятиями в школе, что особенно свойственно девочкам. В настоящее время основные продукты рациона не всегда имеют полноценный качественный состав и необходимую энергетическую ценность, что может приводить к нарушению физического развития, ослаблению адаптационных возможностей. Согласно различным исследованиям, проводимым в детских образовательных учреждениях, более 80% детей питается неправильно, четверть не завтракает утром, 20% страдают от неполноценного питания, причем 2,5% из них питаются один раз в день, 0,3% голодают. Такой рацион небезопасен для ребенка и приводит к истощению его организма вследствие нелегких умственных нагрузок.

Здоровое питание школьников должно быть сбалансированным, оптимальным и полноценным.

Принцип сбалансированности питания. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню обязательно включены продукты, которые содержат не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, жирные кислоты, минералы, микроэлементы. Соотношение белков, жиров, углеводов 1:1:4.

Принцип оптимальности питания.  При составлении меню обязательно учитываются потребности, связанных с его ростом, развитием, изменением условий внешней среды, повышенной физической или эмоциональной нагрузкой.

При полноценном питании, продукты, поступающие в организм учеников младших классов, обеспечивают суточную норму белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей, микроэлементов. Школьники должны питаться разнообразно, чтобы удовлетворить потребность в питательных веществах.

Детям начальной школы жизненно необходимо ежедневно получать: 8 лет 2350 ккал, 9 лет 2000-2200 ккал, 10 лет 2200-2300 ккал. Режим питания - одна из главных составляющих здоровья. Когда ребенок получает пищу ежедневно, своевременно, в одно и то же время, и в выходной, тогда организм вырабатывает свой ритм работы, и все системы функционируют отлажено, без сбоев.

Для ученика младших классов и специалисты советуют: 7- 8 лет 4-5 разовое питание, 9,10 лет 4-разовое питание. По рекомендациям в рацион включают: рыба (1-2 раза в неделю); красное мясо (1 раз в неделю); бобовые или фаршированные овощи (1-2 раза в неделю). В остальные дни можно белое мясо (напр.: курицу), или макаронные изделия (твердые сорта). Совместные семейные обеды и ужины в выходные помогают «прийти» школьникам к здоровой еде. Школьникам необходимы регулярные приемы пищи и перекусы. Это важно, когда речь идет о рационе детей, посещающих младшие классы. Питание ребенка в учебном заведении должно быть с ограничением жареных блюд и с минимальным количеством синтетических пищевых добавок, специй. В учебном заведении не всегда учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Поэтому в этом направлении дети и родители многое должны сделать сами.

 

Распорядок дня младших школьников практически для всех семей одинаков и зависит от начала уроков. Примерное меню:

7.00 - 7.30. Обязательный завтрак дома. На него можно уделить не более получаса. Правильно поступают родители, которые кормят детей питательной едой. Такое начало помогает ученикам легче справляться с утренней нагрузкой в школе, растущий организм заряжается энергией.  В этот прием пищи желательно употреблять: разнообразные каши (улучшается пищеварение, работа печени), хлопья с молочными напитками, творожную запеканку, хлеб со сливочным маслом(82,5%), молоко, куриные яйца, какао.  Какао является природным энергетиком. Рационально пить его утром.

9.30 - 10.00. Второй завтрак или перекус необходим для восполнения энергозатрат и запасов питательных веществ. Продукты не требуют особых условий хранения, не скоропортящиеся и хранятся не в пакете, а в специальном пищевом контейнере: различные фрукты (предварительно вымытые), выпечка, бутерброды, печенье, сок (желательно небольшая герметичная упаковка, чтобы выпить за один раз). Бананы и хурма содержат большое количество сахара, их не рекомендуют употреблять тем, кто склонен к избыточному весу.

12.00 - 13.00. Обед в школе или дома - полноценный прием еды. Школьник обязательно съедает горячее. Это препятствует развитию неприятных заболеваний (язва, гастрит). Стандартный обед должен состоять из 3-4 блюд: первое (суп или борщ), второе (мясо или рыба, приготовленные на пару, гарнир тушеные овощи или каша), салат из свежей тертой моркови, отварной свёклы, помидоров или огурцов, заправленный маслом или сметаной (майонез исключается) и десерт (компот, кусочек черного шоколада).

15.00 - 15.30. Перекус, приходящийся на время полдника. В основном фрукты (яблоко, апельсин, киви, банан и т.д.) или легкий десерт (пудинг, запеканка), хороший вариант - овсяное печенье и молочные продукты.

18.30 - 19.00. Ужин. Диетическое мясо (кролик, курица) или нежирные сорта рыбы, гарнир, овощи, приготовленные на пару.

20.30. Легкий перекус за час до сна. Например, стакан кисломолочного напитка (кефир, ряженка). Теплое молоко с небольшим количеством меда (если нет аллергии)- натуральное природное снотворное, способствует скорейшему засыпанию ребенка.

 

При построении рациона питания детей необходимо правильно распределять продукты в течение суток.

Богатая белком пища, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке, и требует для переваривания значительно больше пищеварительных соков.  Мясные продукты богаты экстрактивными азотистыми веществами, которые возбуждают центральную нервную систему, и такой ужин приводит к беспокойному сну или бессоннице. Поэтому блюда из мяса, яиц надо использовать в первую половину дня, а молочно-растительные блюда перевариваются значительно легче, – на ужин, ночью и во время сна процессы пищеварения замедляются.

 

Особое внимание в питании детей начальной школы нужно уделять белковой составляющей рациона, на долю белков животного происхождения должна быть не менее 60%. Потребностям растущего детского организма соответствует молочный белок. Поэтому молоко и его производные обязательны в детском питании. Детям необходимы три порции в день (например, йогурт, стакан кефира и кусочек сыра размера спичечного коробка).  Важно употреблять обогащенные витаминами группы В (укрепление нервной системы, сохранение физической силы), йодом, лактулозой, бифидобактериями. Кипячение молока снижает биологическую ценность (разрушаются аминокислоты), лучше пить пастеризованное и ультрапастеризованное. Рекомендуются молочные продукты со сниженной жирностью (в составе столько же кальция и белка, как и в жирных, а степень усвоения лучше), полностью обезжиренные - ребенку употреблять нежелательно. Самыми важными ростовыми аминокислотами являются лизин, триптофан и гистидин. В рационе школьника должны быть источники этих кислот: мясо, рыба, яйца, творог, сыр, кальмары, бобовые.

Рационально употреблять мясо (птицу) 2-3 раза в неделю, чередуя с рыбой.  Рациональнее готовить блюда из филе говядины, телятины, нежирной свинины в отварном и запеченном виде. Детям, особенно младшего школьного возраста, стоит ограничивать жареное, копченое, колбасные изделия (последние богаты солью, «скрытыми» жирами, содержат нитрит натрия). Преимущество мяса - большое содержание легкоусвояемого железа (в отличие от железа овощей и фруктов), которое особенно необходимо девочкам старших классов, из-за возможного риска развития железодефицитной анемии.

 Обязательным белковым продуктом в питании является рыба.  В ней много метионина, который улучшает правильное усвоение, а не накопление, жиров, и усваивается быстрее, чем любое  мясо. Её белки расщепляются пищеварительными ферментами быстрее и легче, чем говядины, т.к. не имеют эластина.  Можно принимать во второй половине дня, не опасаясь перегрузить желудок.  Сардина, анчоус, макрель, лосось содержат большое количество высокоценных 3-омега жирных кислот, нужных для правильной работы нервной, иммунной, сердечно-сосудистой систем, витаминами Д, А,  В, минеральными веществами K, S, P, J, Zn, Fe, Cu и др. Ученикам младших классов следует ограничивать соленую, консервированную, вяленую, копченую рыбу (богата солями мочевой кислоты, натрием, что может способствовать заболеванию суставов, артериальной гипертензии).  

Морепродукты (если нет аллергии) важны для хорошего самочувствия ребенка, крепкой памяти, интеллектуального развития ученика и профилактики заболеваний щитовидной железы. Представители данной категории содержат фтор и йод. В качестве дополнительного источника последнего попробуйте измельчить на кофемолке сухую морскую капусту и добавлять вместо соли.

Если школьник предпочитает блюда из яиц, чтобы не было перегрузки организма холестерином (рекомендуемое количество яиц не более 4-5 штук в неделю), можно при приготовлении яичных блюд использовать вместо 1 целого яйца 2 яичных белка (желтки заморозить и использовать при выпечке).

Важным дополнением белковой части рациона школьника являются бобовые и орехи. Бобовые (чечевица, фасоль), зеленые листовые овощи, обогащенные злаки дают организму достаточно железа. Ученику младших классов важно иметь в портфеле для «экспресс-перекуса» пакетик орехов, сухофруктов.

Оптимальным в рационе должно быть содержание жира. Его недостаток может приводить к снижению иммунитета, а избыток — нарушению обмена веществ, ухудшению усвоения белка, расстройству пищеварения. Жиры, которые постоянно присутствуют в продуктах питания ребенка, должны быть животного происхождения (сливочное масло, сливки, мясо, рыба). Так же следует помнить о растительных маслах ( подсолнечное, оливковое, льняное, кукурузное, облепиховое и т.д.). Обязательно раз в неделю включать жирную рыбу, она содержит длинноцепочечные жирные кислоты омега-3.

Лучшими источниками углеводов в рационе детей младшего школьного возраста являются фрукты, овощи, каши. Ежедневно должны быть фрукты и овощи зеленого, желтого (оранжевого), красного (бордового) цвета, тогда в организм будут поступать почти все необходимые витамины, микроэлементы и биологически активные вещества (индолы, полифенолы, ликопин, хлорофилл и др.), которые помогают сохранить иммунитет и выполняют важные функции.

 Детям рекомендуют употреблять не менее 350-400 г овощей и фруктов в день. Причем не только самые популярные картофель, капуста и яблоки, а желательно обеспечить максимально разнообразное меню, в основе которого могут быть овощи и фрукты разных стран мира (учитывая аллергической настроенности ребенка). С мясными и рыбными блюдами в качестве гарнира лучше сочетать сочные овощи: салат, шпинат, мангольд (листовая свёкла), все виды капусты, спаржу, кабачки, тыкву, лук, редис, огурцы. Многими любимый салат из свежих огурцов и помидоров не является эталоном оптимального сочетания. Аскорбиновая кислота, которой богаты томаты, легко разрушается ферментом, который выделяется из нарезанных огурцов. Этот салат нужно готовить на один прием пищи и сразу его съедать. Употребление фруктов и овощей школьником дает возможность родителям сделать питание разнообразным и полезным.

Легкоусвояемые углеводы составляют не более 40-45 г сахара и не более 15 г в сутки кондитерских изделий в сутки. Желательно сахар полностью или частично заменять медом или вареньем. Обязательно нужно контролировать потребление младшими школьниками кондитерских изделий и булочек (часто дети покупают  во время перемен и по пути из школы).  Продукты высокой жирности или с большим содержанием сахара: шоколадные вафли, хрустящий картофель торты, печенье, дают учащимся много энергии, но почти не содержат витаминов. Сладости в небольшом количестве детям употреблять можно, но только как компонент сбалансированного рациона, а не в качестве замены основной, здоровой и полезной пищи. Важно помнить, большое количество таких продуктов, может способствовать нарушениям обмена веществ, что приводит к аллергии, сахарному диабету, ожирению, кариесу.

Пищевые волокна и клетчатка, должны составлять 15-20 г/сутки. Большое содержание данных компонентов в изделиях из муки грубого помола с  отрубями,  свежих овощах, фруктах, сухофруктах, зелени.

Напитки. Самые подходящими для детей младшего школьного возраста являются молоко и вода, они не разрушают эмаль зубов. Соки  обладают повышенной кислотностью и содержат высокий процент сахара.  Детям лучше давать  их  вместе с едой или  разбавлять водой.

Рациональное питание учеников младших классов  не позволяет употребление газированных напитков типа колы, содержащих кофеин. Что касается детей старшего возраста, то не следует им давать газированные напитки с  кофеином во время приемов пищи, поскольку кофеин препятствует всасыванию организмом железа.

Важно начинать день с приема воды, и приучить ребенка пить её ежедневно. Все зависит от нас, родителей: мы пьём, тогда и у детей это входит в привычку.  Организм просит 30 мл на килограмм. Например, вес 20 кг, нужно 20*30=600 мл в сутки, 600/200=3 стакана. 90% жидкости должна составлять вода и кисломолочные продукты, несладкие напитки.  Сладкое газированное питье следует заменить. Можно капнуть несколько капель лимонного сока. Если дети занимаются спортом, суточный объем следует увеличивать на 250-400 мл. В жаркое время потребность выше. Правильно пить воду:

- за 20 - 30 мин до, спустя 2 часа после еды (для завершения процесса пищеварения и устранения обезвоживания, возникшего при расщеплении пищи)

- при жажде, даже во время приема пищи.

- утром после пробуждения, чтобы устранить недостаток жидкости, вызванный продолжительным сном.

- перед выполнением физических нагрузок (необходимо создать запас свободной воды для выделения пота).

- детям, склонным к запорам, при употреблении недостаточного количества фруктов и овощей. Слабительный эффект наблюдается, если выпить 1-2 стакана утром сразу после пробуждения.

 

         Чтобы процессы пищеварения школьника проходили без напряжения, нужно учитывать некоторые факторы. Доказано замедляющее действие жира (особенно бараньего и маргарина) на желудочную секрецию. При этом замедляется переваривание белка на 2 часа и более. Чтобы устранить влияние, следует употреблять большое количество зеленых овощей, лучше сырых. Особенно эффективна сырая капуста. С сыром, мясом и орехами хорошо сочетаются зеленые овощи. Снижает интенсивность переваривания пищи привычка детей запивать блюдо водой — при этом разбавляется пищеварительный сок и снижается концентрация пищеварительных ферментов, что  удлиняет и затрудняет пищеварение.

Хочется еще раз подчеркнуть, правильная организация употребления  школьником пищи может помочь решить  многие проблемы, возникающие  в подростковый период. Ведь фактически начиная с 10 лет, ребенок становится самостоятельным.

Немаловажно, чтобы именно в период взросления дети научились самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Это не только поможет справляться с нагрузками в школе, но и выработает привычку, которая пригодится в будущем. Ведь от того, как мы питаемся, во многом зависит наше здоровье.

 

Любите своих детей и помогайте быть им здоровыми!

 

Автор материала: Юлия Цвирко, врач-педиатр, УЗ «Амбулатория №1»

Смешанное и искусственное вскармливание

Характер вскармливания влияет на состояние здоровья младенца и на последующие этапы его жизни. Материнское молоко считается идеальной пищей ребенка первого года жизни.

В состав грудного молока входят важные питательные вещества, противоинфекционные агенты, защищающие организм от инфекций, витамины, минералы, гормоны (инсулин, соматостатин, кальцитонин, тиреотропин, тироксин, тиреостимулирующий и др.), ферменты (лизоцим, пероксидаза, протеолитические и др.), факторы роста и дифференцировки тканей (эпидермиса, нервной системы, инсулиноподобный фактор). Они помогают полноценно расти, развиваться организму ребенка. И по мере роста и развития их количество в молоке меняется.

 

Кишечник малыша и молоко мамы

Значительная часть факторов всасывается в ЖКТ малыша и выполняет свои физиологические функции, особенно в первую неделю, когда у ребенка не работает кишечный барьер.

Сразу после рождения у  здорового ребенка ЖКТ стерилен. Вид родов, характер вскармливания влияют на развитие микрофлоры кишечника.  Кишечник детей, рожденных через естественные родовые пути, заселяется материнской микрофлорой,  а кишечник детей, появившихся посредством операции кесарева сечения, "заселяется" микроорганизмами окружающей среды. В случае проникновения через кишечный барьер, они могут вызывать патологические реакции. 

Пока не завершится созревание защитных механизмов кишечника, иммунные вещества и  факторы роста, содержащиеся в молозиве и грудном молоке, будут защищать слизистую оболочку кишечника от повреждений, помогать внутренней кишечной флоре подавлять рост патогенных микроорганизмов, стимулировать созревание эпителия, способствовать выработке ферментов пищеварительной системы.

Через 2-3 месяца непроницаемые перегородки слизистой оболочки ЖКТ станут зрелыми и смогут защищать кишечник от цельных белков и болезнетворной микрофлоры. Незрелый открытый кишечный барьер способствует развитию некротического энтероколита, диареи, аллергических реакций, инсулинзависимого сахарного диабета.

 

Когда абсолютно невозможно

Случается, что вскармливание грудным молоком невозможно из-за состояния здоровья матери или младенца.

Ниже приведены некоторые официальные документы, содержащие информацию о противопоказаниях к грудному вскармливанию. Можно заметить, что рекомендации содержат противоречия. Поэтому в каждом конкретном случае мама решает этот вопрос сама, оптимально - вместе с врачом, дружественным грудному вскармливанию, используя свежие данные доказательной медицины.

 

Рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения

 

Причины, имеющие отношение к состоянию ребенка

1.Дети, которые не должны получать грудное молоко или любое другое молоко, кроме специализированной смеси.

дети с классической галактоземией: необходима специальная смесь без галактозы;

дети с болезнью «кленового сиропа» (валино-лейцинурия): необходима специальная смесь, не содержащая лейцина, изолейцина и валина;

дети с фенилкетонурией: необходима специальная смесь, не содержащая фенилаланина (возможно частичное грудное вскармливание, при условии внимательного наблюдения).

2.Дети, для которых грудное молоко остается лучшей пищей, но которые могут нуждаться в другой еде в дополнение к грудному молоку в течение ограниченного отрезка времени.

Дети, рожденные с весом менее чем 1500 г (очень низкий вес при рождении).

Дети, рожденные с гестационным возрастом менее 32 недель.

Новорожденные, имеющие риск гипогликемии вследствие нарушений метаболической адаптации или повышенной потребности в глюкозе (например, недоношенные, маловесные или испытавшие значительный интранатальный стресс (гипоксия, анемия), больные новорожденные, дети матерей, имеющих диабет) (5), если их уровень сахара в крови не соответствует необходимому при кормлении грудью или грудным молоком.

 

Причины, имеющие отношение к состоянию матери

Матери, которые подпадают под одно из перечисленных ниже условий, должны получать лечение в соответствии со стандартной практикой.

1.Состояние матери, при котором оправдан полный отказ от грудного вскармливания

Инфицированные ВИЧ: если другая пище для младенца приемлема, возможна, доступна, безопасна и может быть получена на постоянной основе.

2.Состояния матери, при которых оправдан временный отказ от  кормления грудью

Тяжелая болезнь, которая не позволяет матери заботиться о своем ребенке, например, сепсис.

Вирус простого герпеса типа 1 (HSV-1): необходимо избегать прямого контакта между пораженным участком материнской груди и ртом ребенка, пока пораженный участок не будет залечен.

Прием лекарств матерью:

седативные психотерапевтические (психотропные) лекарства, антиэпилептические лекарства и опиоиды, а также их комбинации могут вызвать такие побочные эффекты, как сонливость и угнетение дыхательной функции, лучше избежать кормления ребенка материнским молоком в период, когда мать принимает эти лекарства, если возможна более безопасная альтернатива;

радиоактивный йод-131: лучше избежать кормления ребенка материнским молоком в период, когда мать принимает эти лекарства, если возможна более безопасная альтернатива; мать может возобновить кормление грудью через 2 месяца после окончания приема йода;

местное применение больших доз йода или йодофоров (например, повидон-йода, в особенности на открытых ранах или слизистых оболочках, может привести к угнетению функции щитовидной железы или отклонению от нормы электролитов у вскармливаемого грудью ребенка, поэтому грудного кормления в этой ситуации необходимо избежать;

химиотерапия с применением цитотоксических препаратов: необходимо прекращение грудного вскармливания на время химиотерапии.

3.Состояние матери, при котором грудное вскармливание может продолжаться, однако возможно возникновение проблем со здоровьем.

Абсцесс груди: необходимо продолжать грудное вскармливание из незараженной груди; кормление пораженной грудью можно возобновить в случае, если лечение начато;

Гепатит B: необходима прививка от гепатита B в течение первых 48 часов жизни ребенка, или сразу же, как это станет возможно, в более поздние сроки;

Гепатит C;

Мастит: если грудное вскармливание причиняет сильную боль, необходимо сцеживать молоко, чтобы не допустить ухудшения состояния матери ;

Туберкулез: мать и ребенок должны лечиться в соответствии с национальной программой лечения туберкулеза;

Прием матерью различных веществ (см. примечание):

было показано, что прием матерью никотина, алкоголя, экстази, амфетаминов, кокаина и других подобных возбуждающих средств негативно отражается на вскармливаемом грудью ребенке;

алкоголь, опиоиды, бензодиазепины и конопля могут иметь седативное воздействие на мать и ребенка.

Необходимо поощрять мать в стремлении не ипользовать эти вещества, предлагать другие варианты поддерживать ее в стремлении воздержаться от их приема.

Примечание: Матери, которые принимают решение не прекращать использование этих веществ, или не могут прекратить их использование, должны получить индивидуальную консультацию по поводу соотношения пользы и вреда в каждом конкретном случае. В случае, если мать использует данные вещества редко, возможно, имеет смысл временно не кормить ребенка грудью в эти моменты.

 

Росссийские источники

Возможными противопоказаниями к грудному вскармливанию со стороны матери являются:

эклампсия,

сильные кровотечения во время родов и в послеродовом периоде,

открытая форма туберкулеза,

состояние выраженной декомпенсации при хронических заболеваниях сердца, легких, почек, печени, а также гипертиреоз,

 острые психические заболевания,

особо опасные инфекции (тиф, холера и др.),

герпетические высыпания на соске молочной железы (до их долечивания),

ВИЧ-инфицирование. В настоящее время установлено, что ВИЧ — инфицированная женщина с вероятностью в 15% заражает ребёнка через грудное молоко. В связи с этим в Российской Федерации детей рожденных от ВИЧ инфицированных матерей рекомендуется кормить адаптированными смесями.

При таких заболеваниях кормящей матери как краснуха, ветряная оспа,   корь, эпидемический паротит, цитомегаловирусная инфекция, простой герпес, острые кишечные и острые респираторно-вирусные инфекции, если они протекают без выраженной интоксикации, кормление грудью при соблюдении правил общей гигиены не противопоказано. Наличие гепатита В и С у женщин в настоящее время не является противопоказанием к грудному вскармливанию, однако кормление осуществляют через специальные силиконовые накладки. При остром гепатите А у матери кормление грудью запрещается.

При маститах грудное вскармливание продолжается. Однако оно временно прекращается при обнаружении массивного роста в грудном молоке золотистого стафилококка в количестве 250 КОЕ и более в 1 мл и единичных колоний представителей семейства Enterobacteriacae или вида Pseudomonas aeruginosa (Методические рекомендации по бактериологическому контролю грудного молока, Москва, 1984). Абсцесс молочной железы является возможным осложнением мастита и наиболее вероятен при резком прерывании кормления грудью. Кормление из здоровой железы должно продолжаться, а молоко из инфицированной груди следует осторожно сцеживать и выливать.

Лечение матери.  Прекращают кормление грудью в тех случаях, когда мать принимает:

цитостатики в терапевтических дозах,

иммунносупрессивные препараты,

антикоагулянты типа фениндиона,

радиоизотопные контрастные вещества для лечения или обследования,

препараты лития,

большинство противовирусных препаратов (кроме ацикловира, зидовудина, занамивира, лимовудина, озельтамивира — с осторожностью),

противогельминтные препараты,

также некоторые антибиотики: макролиды (кларитромицин, мидекамицин, рокситромицин, спирамицин), тетрацик-лины, хинолоны и фторхинолоны, гликопептиды, нит-роимидазолы, хлора мфе ни кол, ко-тримоксазол. Однако препараты альтернативные перечисленным антибиотикам не противопоказаны для кормления грудью.

Обычно безопасны, используемые в средних дозах

короткие курсы парацетамола, ацетилсалициловой кислоты, ибупрофена;

большинство противокашлевых лекарств;

 антибиотики — ампициллин и другие пеницил-лины, эритромицин;

противотуберкулезные препараты (кроме рифабутина и ПАСК);

противогрибковые средства (кроме флуконазола, гризеофульвина, кетоконазола, интраконазола);

антипротозойные препараты (кроме метронидазола, тинидазола, дигидроэметина, примахи-на);

бронходилятаторы (сальбутамол);

кортикостероиды;

 антигистаминные препараты;

антациды;

противодиабетические средства;

большинство гипотензивных препаратов, дигоксин, а также разовые дозы морфина и других наркотических средств.

Вместе с тем во время приёма медикаментозных препаратов матерью, необходимо внимательное наблюдение за ребенком с целью своевременного обнаружения их побочных эффектов.

Возможно угнетение лактации при приеме женщиной эстрогенов, включая эстрогенсодержащие контрацептивы, диуретиков тиазодового ряда, эргометрина.

Некоторые лекарственные препараты изменяют характер лактации. Когда стоит выбор о назначении или необходимом приеме внутрь препарата и прекращении грудного вскармливания необходимо обратиться к справочникам совместимости лекарственных препаратов и лактации.

Перевод ребенка грудного возраста, особенно новорожденного, на искусственное вскармливание из-за медикаментозного лечения матери лекарственными препаратами в терапевтической дозировке несёт в себе определенную угрозу для состояния его здоровья и качества жизни.

 

Курение, алкоголь и наркотики. Учитывая негативное воздействие табачного дыма, смолы и никотина на организм ребенка и на лактацию, курящим женщинам в период лактации рекомендуется отказаться от курения.

Никотин может снижать обьём вырабатываемого молока и тормозить его выделение, а также вызывать у ребёнка раздражительность, кишечные колики и приводить к низким темпам нарастания массы тела в грудном возрасте. У курящих женщин ниже уровень пролактина, что может сократить период лактации, а также снижена концентрация витамина С в грудном молоке по сравнению с некурящими. Следует формировать у курящих женщин мотивацию на отказ от курения или, по крайней мере, значительное снижение числа выкуренных сигарет. Содержание вредных веществ в грудном молоке будет меньше, если женщина выкуривает сигарету после кормления грудью, а не до него.

Не должны кормить ребенка грудью матери, страдающие алкогольной и наркотической (героин, морфин, метадон или их производные) зависимостью.

Кормление грудью во время  наступления новой беременности может продолжаться.

 

Противопоказания к раннему прикладыванию к груди матери

со стороны ребенка — оценка состояния новорожденного по шкале Апгар ниже 7 баллов при тяжелой асфиксии новорожденного, родовой травме, судорогах, синдроме дыхательных расстройств, а также глубокая недоношенность, тяжелые пороки развития (желудочно-кишечного тракта, челюстно-лицевого аппарата, сердца, и др.).

К числу противопоказаний к раннему прикладыванию ребенка к груди матери до самого последнего времени относилось также родоразрешение путем операции кесарево сечение. Однако если данная операция проводится под перидуральной анестезией прикладывание ребенка к груди в родовом зале возможно. Если родоразрешение проводилось под наркозом, то после окончания операции родильница переводится в палату интенсивной терапии роддома, а младенец — в детскую палату послеродового отделения. Через несколько часов (не более 4-х) после окончания действия наркоза детская сестра приносит новорожденного к матери и помогает ей приложить его к груди. В течение первых суток это повторяют несколько раз. На вторые сутки, при удовлетворительном состоянии матери и младенца, они воссоединяются в послеродовом отделении совместного пребывания матери и ребенка.

При ряде тяжелых врожденных пороков развития (пороки сердца с декомпенсацией, волчья пасть, заячья губа и др.), когда прикладывание к груди невозможно, ребенок должен получать сцеженное материнское молоко.

Абсолютные противопоказания к грудному вскармливанию со стороны ребенка: наследственные энзимопатии (галактоземия, фенилкетонурия, «болезнь «кленового сиропа»и др.). При фенилкетонурии объем грудного молока в сочетании с лечебными продуктами устанавливается индивидуально.

 

Гипогалактия

Часто встречаемое состояние – гипогалактия. Это состояние,  при котором снижается секреторная деятельность молочных желез в период лактации.  Здесь важно различить какая это  гипогалактия: первичная или вторичная, ранняя или поздняя, истинная или ложная.

Истинная (первичная) встречается примерно у 5% рожениц. Возникает из-за гормональных нарушений в организме матери, нарушений развития  внутренних органов в период её внутриутробного развития, полового созревания и роста.

Вторичную гипогалактию часто связывают с ошибками организации лактации, недоношенностью ребенка, осложнениями беременности, родов и в послеродовом периоде, инфекционными заболеваниями матери, нерациональным питанием и психологическим состоянием матери.

При ранней гипогалактии наблюдается недостатоточное отделение молока, которое сохраняется в течение десяти дней после родов, при поздней выявляется спустя десять дней после родов.

Вторичная  гипогалактия считается истинной, встречается часто. В большинстве случаев наблюдается ложная гипогалактия: в грудных железах матери вырабатывается необходимое количество молока, но она считает, что ребенку его не хватает. Обычно это связано с тем, что  младенец часто просит есть и долго находится у груди. В то же время он  хорошо набирает вес и имеет достаточное количество мочеиспусканий, а значит, причин для паники нет.

Основными причинами снижения лактации при  ложной  гипогалактии являются:

отсутствие у матери желания грудного вскармливания;

ошибки организации лактации;

редкие и/или непродолжительные кормления;

нарушения сосательной активности ребенка;

применение пустышек, накладок;

необоснованное введение докорма (назначает только врач);

вынужденный выход мамы на работу;

другие причины (психологические, аномалии развития младенца, прием кормящей матерью контрацептивов, диуретиков, беременность, курение, злоупотребление алкоголем.

Врач должен проинформировать женщину о причинах ложной гипогалактии и объяснить, что в таких ситуациях ( при желании матери) следует организовать частые прикладывания ребенка, чтобы объем лактации стал больше.

Основные симптомы гипогалактии:

набор веса ребенка менее 500 граммов в месяц;

снижение суточного объема молока;

беспокойство ребенка;

уменьшение суточного количества мочеиспусканий (малыш до 6 месяцев, вскармливаемый грудью, мочится не менее 14-15 раз, после 6 месяцев не менее 10 раз, моча бесцветная или бледно-желтая) ;

изменения стула (скудный, зеленоватый, плотный).

 

Как бороться с гипогалактией ?

Лечение и профилактику гиполактии проводят под контролем веса и диуреза ребенка. Необходимо выяснить причину:вид родоразрешения, применение лекарственных препаратов во время родов, частоту и качество прикладываний, докорм, психологическое состояние матери, и др.) и пробовать устранить её.  Особенно эффективной оказывается физиологическая стимуляция лактации.

 

Смешанное вскармливание

При смешанном вскармливании (СВ) малыш получает грудное молоко и более 100 мл/ сут  искусственных заменителей молока (или более 30 г /сут прикорма).

Прежде чем назначить младенцу докорм и  перевести  на смешанное вскармливание, следует в течении 7-15 дней провести меры для восстановления и увеличения лактации, определить степень ёе выраженности ,причины нехватки, объем грудного молока, которое получает младенец, недостаток его массы тела и количество мочеиспусканий.

Когда малыша переводят на СВ, грудное молоко должно оставаться основным питанием. Введение докорма  может способствовать уменьшению лактации, поэтому его необходимо вводить постепенно. Докорм назначается после кормления грудью и как отдельное самостоятельное кормление. Даже при малом количестве грудного молока естественное вскармливание необходимо продолжать.

 

Расчет объема кормления при докорме адаптированными смесями

Измерять количество еды, которое съедает ребенок, нужно за сутки,  не за каждое кормление.

Для расчета нужного объема докорма ориентируемся на таблицу докорма для детей в возрасте до 4 месяцев:

 

Таблица 1.Цель – средний темп еженедельного набора веса 198 грамм в неделю (ВОЗ 2006)

>

Прибавка за неделю

170г

142г

113г

85г

57г

28г

Дефицит недельной прибавки

28г

57г

85г

113г

142г

170г

198г

Необходимый суточный объем докорма

60мл

120мл

180мл

240мл

300мл

360мл

420мл

 

По рекомендации ВОЗ ребенок должен в неделю набирать в среднем около 198 грамм. Если малыш набрал меньше,  и  при этом исключены причины возможной ложной гипогалактии, вводится докорм.

Пример. Младенец набрал за 1 неделю 85 г, а не 198 г, тогда 198-85=113 г. Следовательно, в докорм он получит 240 мл/сут, т.е. по 30 мл через каждые 3 часа.

 

Для сохранения грудного вскармливания и  отсутствия у ребенка путаницы при сосании груди следует вводить докорм  из ложки, чашки или шприца. При любом способе докорма следует соблюдать гигиенические требования.

При каждом кормлении (при любом способе вскармливания)  младенец потребляет разное количество молока. Он должен сам решать, когда насытился. Если съел мало, тогда в следующее кормление предложите ему больше или покормите  раньше, особенно если он проявляет признаки голода.

 

Донорское молоко

Лучший выход в случае истинной гиполактии у матери – вскармливание женским донорским молоком из банков молока (аналогичны банкам крови). Учитывая возможность инфицирования ребенка рядом инородных микроорганизмов, особенно это важно в первые три месяца жизни.

Вскармливание донорским молоком приближается к смешанному вскармливанию (часть витаминов, иммуноглобулинов и других важных питательных веществ разрушаются при пастеризации).

На ИВ переводят младенца тогда, когда у матери имеются абсолютные противопоказания к кормлению грудью или отсутствует способность к лактации (5% рожениц).

 

Искусственное  вскармливание

При искусственном вскармливании (ИВ) ребенок весь суточный объем питания получает заменителями грудного молока.

В настоящее время доступен широкий выбор заменителей грудного молока для детского питания здоровых детей и для детей со склонностью к аллергическим реакциям, наличием колик, запоров, ограниченной толерантностью лактозы.

 

Виды смесей

Формулы, как называют зарубежные авторы смеси для искусственного вскармливания, максимально приближают и адаптируют к составу женского молока. Они соответствуют регламенту международного и государственного стандарта и особенностям метаболизма малышей первого года жизни. Такие смеси  мультикомпонентны, сбалансированы по количеству жиров, белков, углеводов, витаминов, минералов и микроэлементов (железо, цинк, медь, йод, селен и др.).

Формулы  разделяют на сладкие, или пресные, и кисломолочные. Они бывают сухие и жидкие (готовые к употреблению).

В каждой группе выделяют смеси:

простые, или неадаптированные - коровий белок не был подвергнут специальной обработке);

адаптированные - коровий белок был подвергнут специальной обработке;

частично адаптированные - коровий белок был подвергнут частичной специальной обработке, смеси не содержат деминерализированную молочную сыворотку, не совсем сбалансирован жирнокислотный состав, углеводный компонент представлен лактозой, сахарозой, или крахмалом.

Усвоение необработанного коровьего белка (казеина) ниже, чем белка, подверженного обработке.

При вскармливании искусственными заменителями молока рекомендуют использовать одновременно только один вид смеси при смешанном вскармливании и не более двух при искусственном. Можно сочетать подкисленные смеси с пресными или сладкими.

 

Близко, но все же далеко

Молочные смеси изготавливаются из различных продуктов, включая животное молоко, сою, растительные масла. Хотя они и адаптируются так, что по свойствам приближаются к человеческому молоку, но  далеки для идеального питания детей.

Чтобы разобраться в составе молочных формул, нужно знать о различии между животным и человеческим молоком, о том, как адаптируется молоко для производства молочных смесей.

Пищевые вещества грудного молока, сравниваются с питательными веществами свежего коровьего и козьего молока. Любое молоко содержит жир(источник энергии), белки(нужны для роста,) и молочный сахар (лактозу, которая также является источником энергии).

В грудном молоке человека содержится меньше жира, чем в молоке животных.

Почки новорожденного малыша недостаточно зрелы, поэтому им трудно выводить дополнительные остатки  белка из молока животных.

Кроме того, человеческое молоко также содержит незаменимые жирные кислоты. Они помогают расти и правильно развиваться головному мозгу, глазам и кровеносным сосудам ребенка. Эти жирные кислоты отсутствуют в животном молоке, но могут добавляться в молочные смеси.

В различных видах молока существуют отличия по качеству и количеству белка. Количество белка в коровьем молоке при изготовлении молочной смеси может изменяться, а вот  качество изменить нельзя. В коровьем молоке большая часть белка представлена казеином, который образует в желудке младенца трудно перевариваемый густой творожный сгусток.

Женское молоко содержит большее количество сывороточных белков. Сывороточные белки содержат противоинфекционные агенты, которые принимают участие в защите ребенка от инфекций.

У детей, вскармливаемых смесями, может развиться непереносимость к белкам животного молока (диарея, боль в животе, сыпи и другие симптомы).

На что следует обратить внимание, если малыша необходимо перевести на искусственное вскармливание?

1. Возраст ребенка. В первые 2-3 недели жизни предпочтительно использовать пресные высоко адаптированные смеси (кисломолочная смесь в этом возрасте может способствовать возникновению или усилению срыгивания), а затем полезно сочетать пресные и кисломолочные смеси (оптимальное соотношение 50% кислых и 50% пресных смесей от суточного объема, необходимого ребенку)

2. Степень адаптации смеси. Чем младше ребенок, тем большее он нуждается в максимально адаптированной смеси.

3. Индивидуальная непереносимость смеси. Детский организм может по-разному реагировать на введение разных адаптированных смесей одного поколения: одна может спровоцировать выраженные аллергические проявления, а другая «подойдет». Если в роддоме ребенку был назначен докорм  смесью, и при этом чувствовал себя удовлетворительно (отсутствие сыпи, колик, диареи и др. проявлений), то следует оставить эту смесь. Любая, даже самая дорогая может не подойти. Каждая смесь содержит формулу, утвержденную международными и государственными стандартами.

4. Индивидуальные особенности ребенка. Если у малышей первого года жизни выявлены нарушения работы ЖКТ (непереносимость белка коровьего молока, дисахаридазная недостаточность и др.), тогда им назначают специальные лечебные смеси (без лактозы или низким содержание лактозы, на основе изолята сои, гидролизатов белка молока других животных, также с малой степенью гидролиза молочного белка). Детям, предрасположенным к аллергическим проявлениям, рекомендуют использовать смесь с расщепленным белком.

 

Количество докорма

При смешанном и искусственном вскармливании используют ориентировочную схему расчёта питания (см.таб.2).

 

Таблица 2.Суточное количество смеси при искусственном вскармливании

>

Возраст ребенка

Масса тела

Объем смеси (мл)

До 2 месяцев

1/5 массы тела

700-750

2-4 месяца

1/6 массы тела

750-800

4-6 месяцев

1/7 массы тела

800-900

Старше 6 месяцев

1/8-1/9 массы тела

1000-1100

Необходимый суточный объем смеси делим на число кормлений (см. таб.3) – и  получаем объем смеси, необходимый для одного кормления.

 

Таблица 3.Частота кормлений и объем пищи на одно кормление

>

Возраст

Американская и европейская школы

Отечественная школа

 

Примерное количество кормлений в течение дня

 

  Первая неделя жизни

6-10

7-10

1 неделя – 1 месяц

6-8

7-8

1-3 месяца

5-6

7-6

3-7 месяцев

4-5

6-5

4-9 месяцев

3-4

6-5

8-12 месяцев

3

5

 

 

 

Объемы смесей на одно кормление, мл

 

 

Первые 2 недели

60-90

70

3 недели – 2 месяца

120-150

100

2-3 месяца

150-180

120

3-4 месяца

180-210

160

5-12месяцев

210-240

200

Помните, все дети индивидуальны.  От смешенного и искусственного вскармливание в большинстве случаев можно вернуться к естественному вскармливанию с помощью врача, понимающего важность естественного вскармливания и ценность грудного молока для вашего младенца. Любите своих детей и слушайте интуицию.

 

Автор материала: Юлия Цвирко, врач-педиатр, УЗ «Амбулатория №1»

Становление иммунитета

Часто слышим: необходимо повысить иммунитет…

Как, что на него влияет, не всегда знаем…Что же такое иммунитет?

 

Иммунитет – важнейшее свойство организма быть устойчивым или сопротивляться воздействию патогенных микроорганизмов, продуктам их жизнедеятельности, чужеродным агентам (антигенам).  Он защищает организм от проникновения внешних (вирусы, бактерии, грибы, простейшие) и от влияния внутренних антигенов (например, опухолевые клетки). Если это свойство нарушается, то, возникает вопрос, как повысить иммунные силы организма? Иммунная система, взаимодействуя одновременно с нервной, эндокринной системами, участвует в регуляции обмена веществ и других важных процессов.

К центральным органам системы иммунитета, в которых происходит процесс созревания лимфоцитов, относится костный мозг и тимус (вилочковая железа). К периферическим органам, в которых находятся уже зрелые лимфоциты, - селезенка, лимфоузлы, лимфоидная ткань органов. Лимфатические и кровеносные сосуды связывают между собой органы, составляющие иммунную систему. Двигаясь по сосудистому руслу, лимфоциты, получая информацию об антигене, несут ее всем органам системы иммунной защиты.

 

Виды иммунитета

1.Неспецифический (врожденный, естественный) иммунитет. Первый барьер для защиты от чужеродных организмов. При попадании антигенов начинается процесс их разрушения, и формируется очаг воспаления.

Кожа и слизистые оболочки создают механическую защиту и не позволяют проникнуть в организм многим вирусам и бактериям.

Физиологические жидкости (слезы, слюна, моча) принимают активное участие в выведении инородных веществ со слизистых оболочек. Нормальная кишечная микрофлора подавляет патогенную флору.  Физиологические рефлексы (кашель, чихание) и реакции (повышение температуры тела) не позволяют проникнуть антигенам в организм.

Клеточный иммунитет обеспечивают клетки (макрофаги, моноциты, гранулоциты и др.), которые распознают антиген, захватывают его или информируют о его присутствии органы системы иммунитета.

Гуморальный иммунитет обеспечивают биологические активные вещества, которые продуцируют клетки после проникновения в них микроорганизмов.

Система комплемента (белки сыворотки крови) способна инициировать некоторые реакции иммунитета, повышать подвижность лейкоцитов. Помогает уничтожать множество бактерий, усиливает цитолиз, хемотаксис, фагоцитоз и элиминацию аллергенов.

 

2. Специфический (приобретенный) иммунитет - вторая фаза защиты. При распознавании антигена организм вырабатывает против него специальную защиту. Приобретенный иммунитет бывает активный (после заболевания (ветряная оспа, краснуха) или активной иммунизации (вакцинация) и пассивный (при искусственном введении готовых антител, направленных на борьбу с конкретным заболеванием, напр.:противодифтерийная сыворотка, или попадании в организм малыша антител с грудным молоком).

Есть два вида специфического иммунного ответа: гуморальный и клеточный.

При развитии клеточного иммунного ответа, Т-лимфоциты  уничтожают живые бактерии, грибы, клетки организма, пораженные вирусом.

При развитии гуморального, В-лимфоциты, пройдя определенные стадии, начинают секретировать иммуноглобулины (Ig) A, М, G, E, D.

Ig G защищают от менингококковых и стрептококковых, а также таких инфекций как дифтерия, полиомиелит, корь, краснуха.

IgM - в основном от граммотрицательных микроорганизмов (плод не защищен, т.к Ig не проходит трансплацентарно).

IgA - от пищевых аллергенов, паразитов и некоторых вирусов.

Секреторные IgA, являющиеся основным Ig молозива и грудного зрелого молока - защитный барьер для слизистых кишечного и респираторного тракта. Они защищают от вирусов, стрепто-, стафилло- и пневмококков, энтеробактерий, предупреждают кишечные инфекции

IgD мало изучен.

IgE участвуют в возникновении аллергических реакций и защищают от паразитарных инфекций.

Иммунологическая память, сформированная В – лимфоцитами, дает возможность при повторной встрече с чужеродным агентом быстро мобилизировать силы организма.

 

3. Видовой иммунитет наследуется. Например, человек не заразиться определенной инфекцией от животных (чумой)

Формирование иммунной системы у ребенка начинается  внутриутробно, а становление происходит до периода полового созревания. Антитела, защищающие новорожденного, переходят от матери в конце беременности. Дети, рожденные раньше срока,  менее защищены от заболеваний, чем малыши, рожденные в срок.

Чтобы  иммунная системы развивалась правильно, важно, чтобы период беременности протекал благополучно (ЗОЖ, регулярное и правильное питание, спокойная обстановка, и соблюдение рекомендаций доктора.

Иммунная система начинает формироваться на второй неделе эмбриогенеза. В это время начинается образование, развитие и созревание клеток крови (гемопоэз). Из мезенхимы желточного мешка формируются самые ранние предшественники клеток крови, дающие начало всем клеткам. Здесь продуцируются в основном эритроциты, небольшое количество гранулоцитов – нейтрофилы, эозинофилы.

3—4-я неделя. Закладываются клетки печени, с 5-й - это центр кроветворения. Здесь, из клеток-предшественников, которые мигрировали из желточного мешка, начинают формироваться эритроциты, гранулоциты, мегакариоциты.

4–8-я неделя. Закладывается костный мозг (КМ) - центр системы иммунитета, основной источник кроветворных клеток и продуцент В-лимфоцитов. Начиная с четвертого месяца он функционирует, с шестого месяца внутриутробного развития является основным центром гемопоэза.

5-12-я неделя. Начинается закладка вилочковой железы (тимус) — это один из важнейших органов системы иммунитета детей. Функционирует на 4 месяце эмбриогенеза и до подросткового возраста. Здесь созревают, проходят дифференцировку Т-лимфоциты. С 8-й недели появляются первые лимфоциты в железе. Т-лимфоциты, которые продуцирует железа, созревая, покидают орган, заселяют Т-зоны селезенки и лимфоузлы.

5–12-я неделя. Закладывается селезенка и лимфатические узлы. С 9-10-й недели происходит активный процесс заселения селезенки лимфоцитами тимуса и костного мозга, продукция собственных лимфоцитов. К завершению эмбриогенеза, селезёнка - зрелый и сформированный орган. Лимфоидный аппарат пищеварительной, дыхательной систем, миндалин формируется на протяжении 3-4-го месяца. Он выполняет барьерную функцию и принимает участие в образовании Ig.

7-я неделя. В печени появляются первые В- и Т-лимфоциты (часть Т-лимфоцитов зрелые).

7-8-я неделя. Синтез комплемента начинается в организме плода

8-10-я неделя. Появляются зрелые В-лимфоциты (на мембране их клеток IgM и lgD). Клетки способны синтезировать и секретировать IgМ с 10-й недели, IgG – 22-й, IgА – 30-й, но синтез их ограничен.

Если в первом и втором триместре беременности будущий ребенок будет подвержен неблагоприятным воздействиям:

болезни беременной,

неадекватное питание,

курение( аллергические реакции у новорожденного),

употребление алкоголя и токсичных веществ (нарушение процессов созревания, активации, миграции Т-лимфоцитов), возникает риск неправильного формирования органов системы иммунитета. Особенно опасны для правильного формирования иммуннитета вирусы краснухи, герпеса, цитомегаловирус, нарушающие работу лимфоидной и кроветворной систем, вызывая различные системные дефекты в системах плода.

Чтобы понимать функциональные возможности иммунной системы растущего организма, важно знать, как происходит ее становление.

Выделяют пять критических периодов.

Если родители знают, когда организм малыша особенно уязвим, они более внимательно отнесутся к здоровью ребенка, что поможет предупредить заболевания.

1-й период – период новорожденности (28 дней жизни). После появления на свет в организм ребенка поступает множество чужеродных микроорганизмов. Иммунная система начинает работу. Материнские антитела, поступившие в организм трансплацентарно и с молоком матери, обеспечивают пассивный иммунитет. Собственных Ig на этом этапе образуется незначительное количество (организм ребенка восприимчив к заболеваниям).

 IgМ и IgA не проходят через плаценту от мамы к малышу.

         IgМ в крови ребенка содержится в малых количествах. Если уровень его повышен, то возможно ребенок был инфицирован внутриутробно.

Секреторный Ig А (sIgA) - очень важен в этом периоде, но отсутствует. Следы его появляются на 5-7 день. Частые встречаемые пищевые аллергические реакции и кишечные инфекции у грудничков обусловлены недостаточным содержанием sIgA в слизистой оболочке кишечника и её повышенной проницаемостью.

Малыш очень восприимчив к различным инфекциям. Также организм ребенка пока неспособен ограничивать инфекцию, поэтому воспалительный процесс способен распространится по всему организму.

На 5—7-е сутки  нейтрофилёз сменяется относительным и абсолютным лимфоцитозом (первый перекрест в лейкоцитарной формуле крови). Незавершен фагоцитоз, слабо функционирует система комплемента. В период новорожденности важно сохранить грудное вскармливание.

2-й период - грудной возраст (3-6 месяцев). Пассивный иммунитет, сменяется активным, т.к материнские антитела разрушаются.  Начинается синтез Ig M, но иммунная память не формируется. При очередной встрече с этим же микробом, малыш снова заболеет. Высока восприимчивость к инфекциям, вызванных ротавирусом, РС-вирусом, вирусом парагриппа, аденовирусом.

В крови сохраняется выраженный лимфоцитоз.

Если проводится вакцинация, то иммунитет (IgG) формируется только после 2-3-х ревакцинаций (столбняк, дифтерия, коклюш, полиомиелит, корь). Иммунный ответ после вакцинации может не развиться у детей, которые обоснованно получали препараты крови, гамма-глобулин, плазму или при наличии в крови у детей материнских антител. Возрастает частота пищевых реакций, под которыми могут скрываться атопические проявления. Ранние наследственные дефекты системы иммунитета также могут проявляться в этот период.

Несовершенна система местного иммунитета (повторяются ОРВИ).

3-й период — 2-й год жизни. Расширяется знакомство с окружающим миром. Ребенок активно и свободно передвигается, общается с детьми.

В формуле крови физиологический лимфоцитоз (абсолютный и относительный лимфоцитоз). Иммунный ответ организма малыша недостаточный: преобладает образование Ig М над Ig G. Начинается синтез IgG, что означает начало формирования собственного долговременного иммунитета. Сначала появляются IgG1 и IgG3, позже – IgG2(к пневмококку) и IgG4(к гемофильной палочке). Неразвита система местного иммунитета, что способствует повторным вирусным инфекциям, воспалительным заболеваниям дыхательной системы и ЛОР-органов.

Становятся активны Т--хелперы (CD4+), способные развить аутоиммунные процессы. Поэтому могут проявляться первичные иммунодефицитные состояния, аутоиммунные и иммунокомплексные болезни (васкулиты, гломерулонефриты  и др.), различные врожденные аномалии и атопический дерматит.

Для этих трех критических периодов характерна низкая сопротивляемость к инфекциям.

В 80% случев развитие острых тонзилитов детей первых двух лет жизни связано с вирусами, а стафилококк преобладает среди бактериальных возбудителей. Аденоидиты и тонзиллиты часто повторяются. Из-за бактериальных и вирусных инфекций возникает гиперплазия небных и глоточной миндалин. Постепенно в этом периоде формируется лимфоглоточное кольцо, которое состоит из небных, глоточных, носоглоточной и язычной миндалин. Этот комплекс и выполняет роль местного иммунитета.

4-й период — 4-6-й год жизни. Уже накоплен активный иммунитет, сформированный под влиянием вакцинации и перенесенных заболеваний.  В крови второй перекрест (снижается абсолютное и относительное количество лимфоцитов).

Содержание Ig М и Ig G почти достиг уровня взрослых (дети начинают заметно меньше болеть), IgА остается низким. Уровень IgЕ максимален относительно других возрастных периодов, поэтому высок риск инвазий паразитами (лямблии, гельминты) и аллергических реакций. Местный иммунитет не достиг своего полного развития, дети чувствительны к инфекциям. Могут проявляться поздние наследственные дефекты системы иммунитета, увеличиваться частота аллергических заболеваний, начинать формироваться многие хронические заболевания. Чтобы предотвратить эти процессы, необходимо вовремя и правильно лечить острые процессы.               

5-й период - подростковый возраст (девочки 12—13 лет, мальчики 14—15 лет). Происходит пубертатный скачок роста, масса лимфоидных органов уменьшается. Секретируются половые гормоны (андрогены), подавляющие клеточное звено (инволюция тимуса) и стимулирующие гуморальное звено иммунной системы.

 

Что влияет на формирование иммунитета

Значимое влияние на иммунитет оказывают эндо- и экзогенные (курение, алкоголь, различные синтетические наркотические средства) факторы. Курение оказывает негативное воздействие на местный иммунитет (слизистая оболочка верхних дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта). У курящих подростков происходит снижение уровня sIgA, некоторое повышение Ig М по сравнению с теми, кто не курит. Снижение содержания sIgA зависит от количества выкуренных сигарет. Процесс обратим, если отказаться от курения. У человека, имеющего длительный стаж курения, в сыворотке крови часто определяются сниженный уровень лизоцима, IgA, IgG.

При гормональной перестройке регуляция клеточного и гуморального звена нестабильна. Формируется окончательно сильный и слабый типы иммунного ответа. Уровень Ig E в крови снижается. Половые гормоны, которые синтезируются в этом периоде, способствуют угнетению иммунных реакций. Следовательно, могут развиваться аутоиммунные и лимфопролиферативные заболевания. Восприимчивость к инфекционным агентам повышается.

Важно сохранить грудное вскармливание (ГВ) на протяжении 3 критических периода. ВОЗ рекомендует сохранять до 2-х лет.

Необходимо прикладывать малыша сразу после рождения к груди матери, чтобы он с каплями молозива получил иммунные факторы от мамы. Материнское молоко содержит антитела и специальные клеток мамы, которые могут уничтожать микробы.

Основные иммунологические факторы грудного молока.

Лактоферрин активен против бактерий, вирусов, грибов, паразитов; оказывает противораковое, антиаллергическое, иммуномоделирующее действие; обладает радиопротективными свойствами; пищеварительные ферменты не действуют на него (основное его количество, заступаемое с грудным молоком не разрушается при прохождении по ЖКТ ребенка); влияет на процесс развития головного мозга; оказывает обезболивающее действие, малышу, находящемуся на ГВ, легче перенести заболевание. В настоящее время искусственные формулы не содержат лактоферрина, т.к. его добавление затруднено и дорого.

Лизоцим содержится в слезах, слюне, слизистой оболочке носа. Под его влиянием происходит разрушение батериальной клетки, она растворяется и уничтожается.

IgG — основные иммуноглобулины, которые находятся в сыворотке крови и жидкостях тканей. IgG проходят плацентарный барьер, защищают детей от заболеваний в период новорожденности.

IgM появляются в крови на ранних стадиях первичного иммунного ответа; связываются с чужеродными агентами, в результате чего те погибают; выводят микроорганизмы из кровотока.

IgA - основные "стражи" местной иммунной защиты. Захватывая "чужаков", они не дают проникнуть в организм через кожу или слизистые носоглотки, ротовой полости, кишечника. Однако при рождении в организме ребенка отсутствуют, т.к. не проникают через трансплацентарный барьер. Поэтому малыша необходимо кормить грудным молоком сразу после появления на свет. В молозиве содержание IgA высоко. При вскармливании он попадает в пищеварительный тракт и полноценно защищает малыша от проникновения в организм опасной микрофлоры. Секреторный IgА устойчив к высокому pH в ЖКТ ребенка, расщепляющим ферментам, и активно защищает стенки пищеварительного тракта. Детские формулы, таких Ig не содержат, что повышает риск заболевания малыша, находящегося на ИВ.

IgE участвует в защите от гельминтов.

Лактальбумин – один из важных белков грудного молока, который транспортирует в организм новорожденного незаменимые амонокислоты, способствует улучшению связывания и ускорению всасывания Са и Zn, участвует в процессе синтеза белков с антибактериальными и иммунорегулирующими свойствами, стимуляции роста бифидофлоры в кишечнике малыша. Расщепляясь в пищеварительной системе, из лактальбумина образуется так называемый комплекс HAMLET (Human Alfa-lactalbumin Made LEthal to Tumor cells), под его действием уничтожаются раковые клетки, мягко, не разрушая соседние структуры организма. Поэтому при ГВ снижается риск и раковых заболеваний.

Липаза - растворимый в воде фермент, помогает расщеплять жиры в пищеварительной системе новорожденного из-за низкого количества своих собственных ферментов. Происходит высвобождение жирных кислот, которым присущи антивирусные и антибактериальные свойства.

Система комплемента представлена группой белков. При попадании чужих микроорганизмов она активируется, происходит разрушение клеток-мишеней и нейтрализация токсинов и вирусов.

Цитокины  обладают гормоноподобным действием, участвуют в иммунных и воспалительных реакциях.

Олигосахариды прерывают репликацию вирусов, не позволяют прикрепиться и проникнуть в слизистую оболочку кишечника, стимулируют размножение бифидо- и лактофлоры в ЖКТ, подавляют рост условно-патогенной флоры.

Грудное вскармливание - это лучшее питание, которое придумано природой для поддержки и становления иммунитета ребенка.

Здоровье малыша также зависит от продолжительности ГВ и качества молока. Поэтому для успешного естественного вскармливания и правильного становления иммунитета важно соблюдение мамой  здорового образа жизни, рационально питаться и высыпаться.

Что может повлиять на снижение иммунитета

Многие причины и факторы снижают иммунитет. Снижение иммунитета вызывают:

питание с недостатком белка и энергии,

недостаток потребления витаминов групп A, C, E, D, β–каротина, полиненасыщенных жирных кислот, микроэлементов (Zn, Fe, Se, J),

наличие хронических болезней ЖКТ, инфекционных болезней в анамнезе,

необоснованный прием антибиотиков,

влияние экологии,

нарушение биоценоза кишечника.

Необходимо помнить, присутствие в жизни и быту нерационального питания, химических веществ, ионизирующего излучения, психоэмоциональных и физических перегрузок способно нарушить и подавить нормальную работу иммунной системы.

Чтобы иммунитет ребенка формировался правильно, необходимо обеспечить нормальные условий для развития и работы системы иммунитета. Если родители или близкие находят признаки иммунодефицита у ребенка, стоит проанализировать условия жизни, режим и качество питания, обратиться к врачу-педиатру, который назначит базовое обследование.

Знать механизмы становления иммунитета и время критических периодов развития иммунной системы детей необходимо не только врачам, но и родителям. Важно, сохранить здоровье наших детей и проводить профилактику развития у них различных заболеваний. Всем известно, что профилактика всегда эффективнее лечения.

Хочется напомнить, что ответственность за здоровье детей несут не только врачи, но и мы – родители. Любите и берегите своих детей!

 

Автор материала: Юлия Цвирко, врач-педиатр, УЗ «Амбулатория №1»